Система закупок в Республике Казахстан (общая характеристика)
Система государственных закупок
Система закупок группы компаний АО «Самрук-Қазына»
Рассмотрим общую характеристику системы закупок в Республике Казахстан, систему государственных закупок и систему закупок группы компаний АО «Самрук-Қазына».
Система закупок в Республике Казахстан (общая характеристика)
Процесс закупок в Республике Казахстан из года в год совершенствуется: автоматизируется сам процесс закупок, что ведет к упрощению работы всех субъектов закупок и делает процесс более открытым; совершенствуются законодательные акты, регулирующие данную сферу.
Плюсы перевода закупок в электронный формат:
- для заказчиков – экономия выделенных государством средств;
- для потенциальных поставщиков – честная конкуренция и мобильность (принять участие можно из любой точки мира).
Основные субъекты закупок: заказчики, организаторы, поставщики (до выигрыша закупки являются потенциальными поставщиками) и контролирующие органы.
В Казахстане есть множество площадок для подачи заявок потенциальными поставщиками, при этом существуют три основные системы закупок:
- система государственных закупок;
- закупки группы компаний АО «Самрук-Қазына»;
- система закупок при проведении операций по недропользованию.
Основным субъектом сферы закупок после заказчика является поставщик. В основном в качестве поставщиков выступает малое и среднее предпринимательство (далее – МСП), реже – крупное предпринимательство. Таким образом, поставщиками являются организации, которые участвуют в закупках, поставляют товары, оказывают услуги и выполняют работы в соответствии с соглашением, заключенным с заказчиком.
Потенциальные поставщики делятся на юридические и физические лица, к последним в основном относятся индивидуальные предприниматели.
Часто между организаторами и потенциальными поставщиками возникают разногласия. Это бывает при проведении закупок на высокие плановые суммы, при приемке товаров и подписании актов выполненных работ/оказанных услуг. В основном причинами разногласий являются некомпетентность той или иной стороны, сознательное нарушение требований законодательных актов по закупкам и др.
Важно! В каждой системе закупок есть компетентные контролирующие органы, которые следят за корректностью применения законодательных и технических норм закупок.
Планирование закупок
Вся работа заказчиков во всех системах закупок РК основывается на составлении плана закупок – документа, содержащего сведения о закупке товаров, работ, услуг (далее – ТРУ), которые необходимы для удовлетворения нужд заказчика. План закупок формируется на основании выделенного заказчику бюджета или плана развития на соответствующий финансовый год, и закупочные процедуры проводятся на основании утвержденного плана закупок.
План закупок заказчика, а также изменения, вносимые в план в течение финансового года, носят регламентированный, открытый характер, т. е. план в зависимости от системы закупок можно скачать либо на порталах закупок, либо на официальном интернет-ресурсе заказчика.
К сведению! Потенциальные поставщики, изучив план закупок предприятия, могут определить, в какой именно период времени заказчику понадобится конкретный товар (работа или услуга), чтобы в дальнейшем подать заявку на участие в закупочной процедуре, т. е. своевременно и в нужном количестве удовлетворить потребности заказчика с необходимыми показателями цены, качества, и заключить выгодные контракты.
Разработка технической спецификации
Одним из основных документов, составляемых заказчиком при публикации закупки, является техническая спецификация. В ней заказчик приводит полное описание и требуемые технические, качественные и эксплуатационные характеристики закупаемых ТРУ, включая необходимые чертежи, эскизы, с указанием стандартов Республики Казахстан в случае их наличия.
При необходимости в технической спецификации указываются сопутствующие услуги, необходимые при поставке товаров (монтаж, наладка, обучение, проверки и испытания товаров), год выпуска товара, срок гарантии.
В случае приобретения услуг, качество оказания которых зависит от квалификации работника, непосредственно оказывающего такие услуги, в технической спецификации дается описание требований, предъявляемых к работникам потенциального поставщика, определяющих его уровень и профиль профессиональной подготовки, стаж работы, необходимых для выполнения возложенных на него обязанностей.
Также для оказания услуг или выполнения работ часто требуется наличие у потенциальных поставщиков оборудования, механизмов – данная информация о соответствии потенциальных поставщиков материальным и трудовым ресурсам указывается в требованиях технической спецификации.
Важно! Потенциальные поставщики, сравнив требования технической спецификации, приложенной заказчиками к объявлению о закупке, и проанализировав выделенную на закупку сумму, формируют примерную цену, по которой в случае выигрыша с ними будут заключать договор о закупках.
Понятия условной и демпинговой цены
В закупках на крупные плановые суммы в основном выигрывают потенциальные поставщики, предложившие наименьшую условную цену (цена с применением условных скидок). Основным критерием по условным скидкам в закупках является наличие опыта работы потенциального поставщика по аналогичным либо схожим закупаемым заказчиком ТРУ, а также наличие определенных законодательством закупок сертификатов, оформленных на компанию потенциального поставщика.
Также в закупках Республики Казахстан есть понятие демпинга. Демпинговая цена – цена, предложенная участником закупки на ТРУ, которая является низкой по сравнению с порогом цен, утвержденных законодательными актами систем закупок Республики Казахстан. Демпинг – это метод конкурентной борьбы, когда организация продает ТРУ по ценам ниже себестоимости. Этот способ ведения бизнеса вызывает недовольство со стороны конкурентов – приходится пересматривать ценовую политику, искать и разрабатывать новые рынки сбыта, искать новую нишу, где конкуренция не очень высокая.
Применение демпинга в каждой системе закупок РК имеет свои особенности, в соответствии с регламентирующими актами.
Обеспечение заявки и исполнения договора
Потенциальные поставщики для участия в закупках на большие плановые суммы должны предоставить заказчику обеспечение заявки и обеспечение исполнения договора.
Обеспечение заявки на участие в крупных закупках равняется в основном 1 % от запланированной суммы закупки и возвращается заказчиком поставщику в случае выигрыша, заключения договора и внесения обеспечения исполнения договора в установленный законодательством закупок срок.
Обеспечение исполнения договора приравнивается 3 % от суммы заключенного договора и возвращается поставщику после полного и надлежащего исполнения всех договорных обязательств.
Способы предоставления обеспечения:
- в виде банковской гарантии, по форме, определенной законодательством закупок;
- путем перечисления денежных средств на расчетный счет организатора/заказчика закупок.
- и в связи с новой редакцией Правил государственных закупок добавлен новый способ обеспечения исполнения договора – договор страхования гражданско-правовой ответственности поставщика
Важно! То есть для участия в крупных закупках у потенциальных поставщиков должны быть свободные денежные средства для возможности параллельного участия в нескольких закупках. Также основным условием оплаты по заключенному между заказчиком и поставщиком договору является оплата за фактически оказанные услуги, выполненные работы, поставленные товары.
После выигрыша закупки между заказчиком и поставщиком заключается договор о закупках. Выигрыш закупки не всегда гарантирует стопроцентное заключение договора с поставщиком.
Обжалование итогов. Нарушения в закупках
В каждой системе закупок Республики Казахстан есть понятие обжалования итогов закупок другими потенциальными поставщиками и обращения в компетентные контролирующие закупки органы в случаях:
- неправомерного отклонения заявок со стороны организатора закупок;
- некорректного начисления условных скидок, повлиявших на выбор победителя закупки;
- некорректных требований, предъявляемых к потенциальным поставщикам в технической спецификации к закупке, и т. п.
Заказчики по причинам ненадлежащего исполнения договора, уклонения от заключения договора, предоставления недостоверной информации со стороны потенциальных поставщиков могут включить их в реестр недобросовестных или ненадежных участников закупок, что лишает потенциальных поставщиков деятельности участия на основных порталах систем закупок на определенный законодательными актами срок.
К сведению! Для участия в процессе закупок на территории Республики Казахстан всем субъектам закупок необходимо получить электронную цифровую подпись (далее – ЭЦП), которая для юридических лиц выпускается Национальным удостоверяющим центром на ИИН сотрудника и БИН предприятия, для индивидуальных предпринимателей ЭЦП выпускаются на ИИН директора.
Система государственных закупок
Действует уже четвертая по счету редакция Закона РК «О государственных закупках», которая была принята 4 декабря 2015 года и введена в действие с 1 января 2016 года.
Закон РК «О государственных закупках» применяется к отношениям, связанным с приобретением ТРУ, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика.
Внимание! Данный закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления государственными органами, государственными учреждениями, государственными предприятиями, а также акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, и аффилированными с ними юридическими лицами закупок ТРУ у поставщиков.
Государственные закупки в Республике Казахстан могут осуществляться одним из следующих способов: открытого конкурса, аукциона, запроса ценовых предложений, из одного источника, через товарные биржи, особым порядком осуществления закупок.
Каждый способ государственных закупок уникален и имеет свои особенности.
Основной процесс государственных закупок проходит на веб-портале государственных закупок (www.goszakup.gov.kz). Это информационная система государственного органа, предоставляющая единую точку доступа к электронным услугам государственных закупок.
СТИКЕР! Веб-портал государственных закупок: www.goszakup.gov.kz
Веб-портал государственных закупок в Казахстане обеспечивает многовекторную функциональность: регистрация и планирование государственных закупок, сбор информации о проведенных закупках и проведение электронных государственных закупок, в том числе обмен электронными документами между крупными покупателями и МСП, а также формирование статистики и отчетности по проведенным государственным закупкам.
Всё вышеперечисленное служит снижению бюджетных расходов, значительному сокращению бумажного документооборота, повышению транспарентности и открытости процесса государственных закупок в Республике Казахстан, а также созданию равных условий конкуренции среди МСП.
Система закупок группы компаний АО «Самрук-Қазына»
Крупнейший в стране холдинг АО «Самрук-Қазына» имеет свою систему закупок, которая работает на основании Правил закупок ТРУ акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» и организациями, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления) (далее – Правила закупок группы компаний АО «Самрук-Қазына»).
Система закупок группы компаний АО «Самрук-Қазына» представляет собой приобретение заказчиками за счет собственных денежных средств ТРУ, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения функций либо уставной деятельности заказчика, осуществляемое в порядке, установленном гражданским законодательством РК и Правилами закупок группы компаний АО «Самрук-Қазына».
К сведению! Участие в системе закупок группы компаний АО «Самрук-Қазына» имеет огромное значение для предпринимателей, желающих получить контракты на выгодных условиях.
Процесс системы закупок группы компаний АО «Самрук-Қазына» включает в себя разработку и утверждение плана закупок, выбор поставщика, заключение и исполнение договора о закупках.
В системе формируются два основных перечня (реестра) потенциальных поставщиков:
- добросовестные поставщики холдинга– имеют преимущество при участии в закупках способом открытого тендера и открытого тендера путем понижения в связи с начислением 1 % условной скидки;
- ненадежные потенциальные поставщики холдинга– лишаются возможности работы на портале на срок, указанный в Правилах закупок группы компаний АО «Самрук-Қазына».
Потенциальных поставщиков, являющихся отечественными товаропроизводителями и отечественными поставщиками работ и услуг, крупные покупатели поддерживают начислением условных скидок в открытых тендерах и открытых тендерах на понижение. То есть данные потенциальные поставщики имеют преимущество перед своими конкурентами, не имеющими долю местного содержания в поставляемых ТРУ.
Важно! Также в системе закупок группы компаний АО «Самрук-Қазына» есть перечень ТРУ, которые в первую очередь закупаются у отечественных товаропроизводителей.
Информационная система электронных закупок (далее – ИСЭЗ) представляет собой единый центр осуществления электронных закупок организаций, входящих в группу компаний АО «Самрук-Қазына». ИСЭЗ является и оптимальным инструментом для отчетности и аналитики.
К электронным закупкам относятся закупки с использованием информационных систем, обеспечивающих автоматизацию процессов организации и проведения закупок, способами запроса ценовых предложений или тендера, в том числе с применением торгов на понижение.
В запросе ценовых предложений для выигрыша потенциальным поставщикам необходимо представить минимальный состав документов и наименьшую цену.
В системе закупок группы компаний АО «Самрук-Қазына» также предусмотрено ценовое предложение на понижение. Это означает, что потенциальные поставщики, допущенные к участию в закупке, в установленный на портале закупок срок должны поучаствовать в торгах на понижение в режиме реального времени. Участие в тендерах на понижение, ценовых предложениях на понижение удобно для потенциальных поставщиков тем, что они видят наименьшую цену своего конкурента и имеют шанс, если компании это выгодно, поставить ценовое предложение ниже цены конкурента.
К сведению! Проведение закупок путем понижения позволяет увеличить экономию средств заказчика в большей степени, чем открытые тендеры и запрос ценовых предложений.
Предварительный квалификационный отбор
С 3 апреля 2017 года заказчики холдинга «Самрук-Казына» начали закупать часть ТРУ только у тех предпринимателей, которые вошли в перечень предварительно квалифицированных поставщиков.
Предварительный квалификационный отбор (далее – ПКО) в полном масштабе был внедрен с начала 2018 года.
ПКО является процессом оценки соответствия потенциальных поставщиков квалификационным требованиям по закупаемым ТРУ.
Квалифицированность потенциальных поставщиков подразумевает соответствие поставщика международным стандартам и соответствующему уровню предъявляемых требований по качеству, ресурсам, производственным мощностям и т. д.
В 2016 году утвержден стандарт ПКО, описывающий весь процесс, начиная с регистрации в системе ПКО и заканчивая включением в перечень квалифицированных потенциальных поставщиков. Для оперативности и исключения субъективного подхода процесс проведения ПКО потенциальных поставщиков раньше осуществлялся автоматизированной системой ИС ПКО, на данный момент ИС ПКО объединена с порталом закупок zakup.sk.kz.
При проведении закупок организации, входящие в холдинг «Самрук-Қазына», осуществляют процесс закупок ТРУ среди потенциальных поставщиков, прошедших предварительную квалификацию. Это необходимо для защиты заказчиков от неквалифицированных поставщиков, которые могут создать риски для дальнейшей деятельности заказчиков.
Важно! Поставщики, прошедшие ПКО, получают возможность участия в закупаемых холдингом ТРУ на срок от двух до трех лет, в зависимости от выбранной формы анкеты .
Процедура ПКО АО «Самрук-Қазына» делится на несколько этапов: регистрация на сайте, заполнение заявления, оплата за процедуру ПКО и услугу аудита, отправка анкеты, аудит, вычисление уровня соответствия квалификационному критерию.
В ПКО потенциальные поставщики выбирают тип заполнения анкеты:
- А1 и А2 – закупки до 50 000 МРП;
- B1 и В2 – до 250 000 МРП;
- С1 и С2 – свыше 250 000 МРП.
Первый или второй тип анкеты зависит от того, использует потенциальный поставщик в своей деятельности технологическое оборудование или нет.
Включение в перечень предварительно квалифицированных потенциальных поставщиков производится на основании отчета о проведении аудита. При этом в перечень поставляемых (производимых) товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг включаются только те ТРУ, по которым потенциальным поставщиком представлены подтверждающие документы и сведения.
Виды аудита при ПКО:
- настольный аудит – определение соответствия документов и сведений, представленных потенциальным поставщиком первого или второго уровня критичности, деятельность которого не связана с использованием технологического оборудования, требованиям квалификационных критериев, без выезда на площадку потенциального поставщика;
- выездной верификационный аудит– комплексная проверка документов и сведений, осуществляемая на площадке потенциального поставщика второго уровня критичности, деятельность которого связана с использованием технологического оборудования, и потенциального поставщика третьего уровня критичности, деятельность которого не связана с использованием технологического оборудования;
- технический аудит – комплексная проверка документов и сведений потенциального поставщика третьего уровня критичности, деятельность которого связана с использованием технологического оборудования, включая экспертизу на соответствие стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам, осуществляемая на площадке потенциального поставщика, включая ключевые производственные процессы.
К сведению! Настольный аудит проводит «Самрук-Казына Контракт», остальные – аудиторские компании, утвержденные фондом «Самрук-Казына».
Внимание! ПКО осуществляется на платной основе.
Требование об оплате не распространяется на организации инвалидов (на физические лица – инвалидов, осуществляющих предпринимательскую деятельность), за исключением оплаты услуг по аудиту.
Hi, this is a comment.
To delete a comment, just log in and view the post's comments. There you will have the option to edit or delete them.